программа 10 класса физическая культура

 

МОУ «Могойтуйская  средняя общеобразовательная школа №1»

 

              Рассмотрено на заседании художественного цикла и спорта:

Руководитель МО:

_________      Баторова Б.Ц.

Протокол №____________

«   » ______________ 2015г

          Согласовано:

Зам директора по УВР

 

 

____________Димчикова Л.Д.

«   » ______________ 2015г

          Утверждаю:

Директор МОУ «МСОШ №1»

________Нимацыренова Е.Б

«   » ______________ 2015г Приказ №                    от                            «   » ______________ 2015г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа

по физической культуре

 

 

 

 

 

Класс : 10

Ступень: основная

Вид: общеобразовательная

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 1 год

Учитель: Дашидондоков А.А.

Образование: высшее

Стаж: 1

Категория:

Разряд:

КПК:

Награды:

 

 

пгт. Могойтуй

2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. I. Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы по Физической культуре, и на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 -11 классов,  для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич 2008 год.

На преподавание учебного предмета «Физическая культура» отводится  102 ч   в год (3 часа в неделю)

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).

В примерной программе для среднего (полного) общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Цели 

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Примерная программа среднего (полного) общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих целей:

— развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

— воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

— овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

— освоение системой знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

— приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:

В познавательной деятельности:

— определение существенных характеристик изучаемого объекта;

— самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

— формулирование полученных результатов.

В информационно-коммуникативной деятельности:

— поиск нужной информации по заданной теме;

— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

— владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

В рефлексивной деятельности:

— понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

— объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

— владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета физической культуры приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию  личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

 

  1. II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОНОГО КУРСА

 

   Физкультурно-оздоровительная деятельность  ( В процессе урока)

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности . Предупреждение раннего старения и длительного сохранения творческой активности человека, средствами физической культуры.

Общие представления о современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая  гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика), их цель, задачи, содержание и формы организации.

Формирование индивидуального стиля жизни, приобретение положительного психо-социального статуса и личностных качеств, культуры межличностного общения и поведения.

Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их  будущих детей. Занятия физической культурой в предродовой период у женщин, особенности их организации, содержания и направленности (материал для девушек).

Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур).

Общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой.

Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).

Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой).

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью . Индивидуальные комплексы упражнений адаптивной (лечебной) физической культурой в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях зрения, осанки и плоскостопия; при остеохондрозе; бронхиальной астме и заболеваниях сердечно-сосудистой системы; при частых нервно-психических перенапряжениях, стрессах, головных болях; простудных заболеваниях и т.п.). Комплексы упражнений в предродовом  периоде (девушки).

Индивидуализированные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания: Атлетическая гимнастика (юноши): комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии мышц и мышечных группы; комплекс упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по

анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности .

Планирование содержания и физической нагрузки в индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели.

Выполнение простейших гигиенических сеансов самомассажа (состав основных приемов и их последовательность при массаже различных частей тела). Выполнение простейших приемов точечного массажа и релаксации.

Спортивно-оздоровительная деятельность  с прикладно-ориентированной  физической подготовкой    (В процессе  урока)

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой . Общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной  деятельности, понятие физической, технической и психологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической  нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий

в режиме дня и недели.

Общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.

Физическое      совершенствование    со    спортивно-оздоровительной       и    прикладно-ориентированной направленностью ( 102 часа).

Гимнастика с основами акробатики (30 часов): совершенствование техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комбинациях

(на материале основной школы).

10 класс. Юноши.  Прикладные упражнения на гимнастических снарядах: ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; лазанье по  гимнастическому канату и гимнастической стенке. Опорные прыжки через коня в длину; висы и упоры – подъём в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь.

Акробатика – длинный кувырок через препятствие на высоте до 90см; стойка на голове и руках; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью.  Строевые команды, приемы- повороты в движении кругом.

10 класс. Девушки .   Упражнение в равновесии – прыжки толчком двух со сменой ног; соскок прогнувшись ноги врозь. Висы и упоры – толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног висы углом.

Акробатика – сед углом; стоя на коленях наклоны назад; стойка на лопатках. Опорные прыжки – опорный прыжок через козла ноги врозь; через коня в ширину с разбега под углом с поворотом 90, 180 градусов.

10 класс. Юноши.   Прикладные упражнения на гимнастических снарядах: ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; лазанье по  гимнастическому канату и гимнастической стенке .Опорные  прыжки- прыжок  ноги  врозь( конь в длину).Висы и упоры- подъём силой, переворотом; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; подъём разгибом до седа ноги  врозь; соскок махом назад.

Акробатика – комбинации из ранее изученных элементов; переворот боком; прыжки в глубину; высота 150 – 180см.

Строевые команды, приемы (юноши). Перестроения из  колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении.

Легкая атлетика(35 часов)

Совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражнениях (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования; преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, переноской «пострадавшего» способом на спине.

Лыжная подготовка(20 часов):

Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах (на материале основной школы). Прикладные упражнения(юноши специализированные полосы препятствий, включающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины.

Спортивные игры(50 часов):

Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе). Прикладные упражнения (юноши): упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление).

Способы спортивно-оздоровительной деятельности  (в процессе урока).

Технология разработки планов-конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно-ориентированной и спортивной подготовке (по избранному виду спорта).

Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий.

Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).

 

 III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
  • правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

уметь

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
  • активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

 

  1. IV. Список литературы:

 

  • Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. Физическая культура. 10 класс. Просвещение. 2005г.
  • Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. Физическая культура. 11 класс. Просвещение. 2005 г.
  • Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10−11 классов. М., Просвещение, 2010г

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

учебник программа методическое пособие
Физическая культура 10-11 класс. Под ред. В.Я. Лях , А.А. Зданович  Просвещение»,  2011 г Программа общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», Просвещение,  В.И.Лях, А.А. Зданевич, 2008 г.  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

№ урока Тема урока, раздела Количество часов Дата проведения
по программе по факту
  I четверть

27 ч

     
Вводный инструктаж по т/безопасности, первичный инструктаж на рабочем месте      
 Равномерный бег 800 метров,

ОРУ на закрепление общей выносливости

     
Бег 30 метров (2 – 3 повторения)      
Подтягивание на перекладине, ОРУ на развитие силы      
Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости      
Бег 60 метров (3-4 повторения)      
Стартовые ускорения (4-5 повторения) 15-20 метров      
Бег на 1000 метров без учета времени      
Бег 60 метров с максимальной интенсивностью, удержание тела в висе на перекладине (д), подтягивание на перекладине (м)      
Наклон вперед из положения сидя, сгибание и разгибание туловища из положения лежа за 30 секунд      
Бег на 1000 метров с фиксированием результата      
Прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа      
Футбол. Закрепление      
Удары по катящемуся мячу различивши частями стопы и подъема      
Ведение мяча, отбор мяча (закрепление)      
Закрепление. Комбинации из освоенных элементов игры в футбол      
Двусторонняя игра в футбол      
Игра  в футбол по основным правилам  с  привлечением  учащихся к судейству      
Удары по мячу головой, вбрасывание из-за боковой линии, обманные движения      
Низкий старт, бег с ускорением до 80-90 метров      
Техника прыжка в высоту (ножницы) Совершенствование с 7-9 шагов разбега      
Бег на 100 метров на результат      
 Прыжки в длину с разбега, <<согнув ноги>>  11-13 шагов разбега,(совершенствование)      
Метание м/мяча(150 г) в цель      
Метание м/мяча на дальность Совершенствование      
Бег на 500 м (д) 800 м (м) Закрепление      
Подведение итогов. Спортивные игры      
  II четверть

Баскетбол.  Подвижные игры.

     
Обучение  ведению  мяча (ведение мяча сбоку и изменения направление). Эстафета с элементами баскетбола.      
Обучение  ведению  мяча в сопротивлении (ведение с изменением скорости и направлений).      
Обучение броску мяча одной рукой от плеча после ведения с обводкой зоны штрафных бросков. Игра Кто первый(броски с 5 точек)-5 мин.      
Обучение сочетанию приемов,  ловля мяча в движении, остановка, поворот, ведение и передачи.      
Совершенствование бросков мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Учебная игра.      
  1. В
Совершенствование  бросков мяча в корзину. Выполнение контрольного норматива. Ведение мяча правой и левой рукой.      
Вырывание, выбивание мяча. Учебная игра.      
Игра в  баскетбол по основным правилам.      
Освоение индивидуальной технике защиты.      
Ведение мяча без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Эстафета с мячом.      
Совершенствование комбинации из освоенных элементов передвижений остановок, поворотов, стоек.      
Совершенствование техники из пройденных материалов.      
Позиционное нападение и личная защита  и игровых взаимодействиях  2\2,3\3,4\4,5\5.      
Закрепление из освоенных элементов. Учебная игра с заданием.      
Взаимодействия трех игроков (тройка и малая восьмерка).      
Контроль  за освоением технических приемов. Встречная эстафета с двумя мячами.      
Совершенствование сочетанию приемов : выход по дуге, ловля мяча в движении,  остановка, ведение с обводкой, броски.      
Учебная игра с персональной заданий.      
Учебная игра. Эстафета.      
Подведение итогов занятий.  Учебная игра.      
Волейбол инструктаж по технике безопасности. Техника передвижений.      
  III четверть

30 ч.

     
Стойка игрока. Перемещение в стойке.      
Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты.      
Передача двумя руками сверху на месте. Учебная игра.      
Совершенствование. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на  месте и после передачи. Учебная игра.      
Комбинации из освоенных элементов техники передвижении.      
Передачи над собой. Учебная игра.      
Совершенствование. Игра по упрощенным правилам.      
Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков.      
Прием мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини-волейбол.      
Волейбол по основным правилам.      
Теория:   «Оказание первой помощи». Совершенствование.      
Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки.      
Прием мяча, отраженного сеткой.      
Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки.      
Закрепление. Учебная игра.      
Нападающий удар при встречных передачах.      
Совершенствование нападающего удара.      
Верхняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.      
Учет. Верхняя прямая подача. Подведение итога.      
Футбол. Закрепление.      
Удары по катящемуся мячу.      
Ведение мяча, отбор мяча (закрепление).      
Комбинации из освоенных элементов игры. В мини футбол.      
Двусторонняя игра в футбол.      
Игра в футбол по основным правилам.      
Эстафетный Бег.      
Прохождение дистанции 5 км.      
Совершенствование  техники эстафетного бега.  Игра гонка с преследованием      
Техника безопасности  по легкой  атлетике. Низкий  старт  до 30 м      
Низкий старт от 70-80 м. Спортивные игры.      
  IV четверть

24 ч.

     
Сдача учебных нормативов в беге на 60 м.      
Прыжки в длину с разбега способом согнув ноги.      
Совершенствование техники прыжка с разбега.      
Метание малого мяча. Спортивные игры.      
Совершенствование метание малого мяча.      
Кроссовый бег без учета времени.      
Совершенствование бега на 500 м (д), 800м(м).      
Бег 200 метров.      
Комплекс упражнений с эспандером, 7-8 упражнений, 10-12 повторов.      
Совершенствование Техника прыжка в длину способом «согнув ноги».      
Учетный урок по прыжкам в длину с разбега.      
Бег 1500 метров      
Закрепление  техники  метания  гранаты  (500 г-д) ,(700 г- м)  на дальность      
Учетный урок по метанию гранаты на дальность.      
Совершенствование Техника прыжка в высоту способом «согнув ноги».      
Общеразвивающие упражнения на мышцы плечевого пояса и рук. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.      
Прыжковые упражнения. Прыжки в длину с места.      
Общеразвивающие упражнения на мышцы брюшного пресса, сгибание и разгибание туловища из положения лёжа за 30 секунд.      
Бег 1000 метров.      
Упражнения на координацию. Челночный бег 3 х 10 метров.      
Упражнения на гибкость. Тест-наклон туловища вперёд из    положения сидя.      
Бег 100 метров.      
Совершенствование бега на 800 метров.      
Подведение итогов учебного года.