Цель: определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Тревожность – это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.
Фрустрация – это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.
Агрессивность – это не вызванная объективными обстоятельствами, неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.
Ригидность – это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное по значению свойство личности – пластичность.
Методика: «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Объект: учащиеся 6-7 классы МАОУ «СОШ №1 им. В.Р. Гласко»
Присутствовало: 68 учащихся.
Форма проведения: дистанционная
Анализ результатов:
№ | Тревожность | Фрустрация | Агрессивность | Ригидность |
6 «А» | 5.2 | 6.4 | 6.3 | 8.3 |
6 «Б» | 6.0 | 5.3 | 7.3 | 8.5 |
7 «А» | 7.4 | 8.0 | 8.7 | 10.4 |
7 «Б» | 4.4 | 4.6 | 7.6 | 7.5 |
7 «В» | 6.4 | 7.0 | 8.6 | 8.8 |
Ср.балл | 5.8 | 6.2 | 7.7 | 8.7 |
Как мы видим из приведенной выше таблицы, средний балл по шкалам «тревожность», «фрустрация» и «агрессивность» находятся в пределах низкого уровня. Данные показатели свидетельствуют о том, что средние результаты по классам находятся в пределах допустимой нормы. Средний балл по шкале «ригидность» выходит за пределы низкого уровня, но так же находится в пределах допустимой нормы.
Анализ результатов диагностики по выявлению личностной тревожности учащихся позволяет заключить, что
Низкий уровень тревожности –100%
Средний уровень тревожности –0%
Высокий уровень тревожности – 0%
Данные показатели свидетельствуют о преобладании положительных результатов. Отсутствие среднего и высокого уровня тревожности свидетельствует о благоприятной обстановке в школе, что влияет на достижение целей и мотивации к обучению.
Результаты диагностики, по шкале фрустрации, свидетельствуют о том, что в школе:
Низкий уровень – 80%
Средний уровень – 20%
Высокий уровень – 0%
Данный фактор свидетельствует о том, что у большинства школьников, прошедших диагностику присутствует умение прорабатывать фрустрирующие жизненные обстоятельства. Классы имеющие средние показатели рекомендована проработка данной сферы.
По шкале агрессивности в данном классе:
Низкий уровень – 60%
Средний уровень – 40%
Высокий уровень – 0%
Показатели предполагают коррекционную работу с детьми в классах со средним уровнем агрессивности, акцентированную на проработке агрессии и умению правильно выстраивать социальные контакты с родственниками и взрослыми, так как в данном возрасте наиболее часто наблюдаются проблемы в отношениях с родителями.
По шкале ригидности:
Низкий уровень – 20%
Средний уровень – 80%
Высокий уровень – 0%
Данный фактор свидетельствует о том, что дети в классах которых имеют средний уровень, с трудом перестраивают свое поведение в условия изменения ситуации. Школьники, имеющие низкий уровень легко переключаются с одной деятельности на другую. А так же легко адаптируются к меняющимся условиям.
Выводы исследования:
- По результатам Айзенка самооценка психических состояний школьников 6,7 классов, соответствует нормальной. Большая часть учащихся имеют представления о ближайшем будущем, ставят себе достижимые, реальные цели.
- В школе среди 6,7 классов имеются учащиеся, которым требуется проведение индивидуальной консультации о имеющихся неблагоприятных для психологического здоровья личности показатели.
Рекомендации:
- учителям предметникам чаще на уроках давать задания творческого характера.
- Классным руководителям запланировать классный час по теме: «Цели и смысл жизни»
Педагог – психолог: Гребенкина М.С.