ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

 

Актуальность. В настоящее время выдвигаются новые требования к образовательным достижениям выпускников школ, в связи с чем происходят значительные изменения в содержании образования, о чем говорят, в частности, новые образовательные стандарты. Поэтому естественно, что на эти изменения должны отреагировать и способы реализации новых подходов к созданию условий и организации образовательного процесса. Таким образом, речь идет об инновационных явлениях в различных направлениях деятельности современного учителя. Это обусловлено тем, что на первый план среди образовательных результатов выходят такие личностные качества, которые позволяют успешно адаптироваться, жить и работать в условиях нового века.

В условиях личностно ориентированного обучения важно формировать и развивать не только знания и умения учащихся, но и личностные характеристики, востребованные в реальных жизненных ситуациях. И в этих условиях, когда меняется содержание образования, его формы, технологии и методы, меняться должна и контрольно-оценочная система. Но система школьного оценивания мало в чем изменилась. Поэтому трудно ожидать, что если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля и оценки останутся прежними, то качество обучения улучшится.

Таким образом, новые требования к учителям и выпускникам школ входят в противоречие с действующей системой контроля качества знаний школьников. Не случайно, что в последнее время в научной литературе все чаще высказывается мнение о необходимости оценивать учащихся по их собственным сдвигам в развитии, видя именно в продвижении ученика успех обучения. В то же время очевидно, что у многих учащихся мы наблюдаем недостаточную сформированность ключевых компетенций – способностей целеполагания, социального действия, коммуникации, обеспечивающих конкурентоспособность, умение решать проблемы и умение работать с информацией. При этом оценивать эти качества-компетентности так же, как и уровень сформированности традиционных знаний, умений и навыков, явно некорректно. Для достижения этих целей наиболее эффективным нам представляется рейтинговая система оценивания.

В ряде школ сложился опыт использования рейтинговой системы промежуточных оценок. Как показывает анализ этого опыта, эта система имеет серьезные достоинства: оказывает высокую организующую роль за счет возрастания положительной мотивации учащихся к учебному труду; формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности; обеспечивает единые требования к знаниям, умениям, навыкам школьников; устанавливает единый подход к определению норм оценивания, получение своевременной информации о ритме работы каждого ученика и класса в целом. Не случайно, что в последнее время актуальность проблемы применения рейтингового контроля и оценки возросла, так как у многих учителей наблюдается потребность в получении более объективной и информационной оценки знаний учащихся.

В то же время в известном нам описании опыта использования рейтинговой системы оценивания недостаточно представлены научно обоснованные критерии оценивания уровня сложности каждого задания. Нередко количество очков за то или иное задание назначается учителем «на глазок». Поэтому новизна нашей работы состоит в том, что в процессе исследования мы сделаем попытку разработать такую рейтинговую систему оценивания качества образовательных достижений, в которой будут учитываться как уровни усвоения учебного материала, так и личностные образовательные достижения.

Цель исследования: разработать рейтинговую систему оценивания образовательных достижений учащихся и изучить ее влияние на повышение качества их личностных и предметных образовательных результатов.

Объект исследования: Контрольно-оценочная деятельность учителя

Предмет: Влияние рейтинговой системы на качество образовательных достижений учащихся

Гипотеза исследования: Эффективность применения рейтинговой системы контроля и оценки качества учащихся может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

  • рейтинговая система оценки качества образовательных достижений учащихся носит полный и системный характер;
  • рейтинговая система ориентирована не только на предметные образовательные результаты, но и на личностные.

Задачи:

  1. разработать модель рейтинговой системы оценивания;
  2. определить критерии оценки эффективности влияния рейтинговой системы на качество личностных и предметных образовательных результатов;
  3. провести исследование влияния рейтинговой системы оценивания на качество личностных и предметных образовательных результатов;
  4. обобщить полученные результаты и подготовить рекомендации по использованию рейтинговой системы оценивания образовательных достижений учащихся в практике обучения другим предметам.

Сроки реализации: 2010-2011 годы

Основное содержание проекта:

  • Обоснование проблемы.
  • Постановка целей и основных идей по их решению, исходных теоретических положений, описание способов, содержания и методов инновационной деятельности, этапов работы и прогнозируемых результатов по каждому этапу, средств контроля (методов исследования) и обеспечения достоверности результатов.
  •  Перечень учебно-методических разработок.
  • — Формулирование задач
  •  Описание деятельности для решения каждой из задач.
  • Прогнозирование и критерии оценки ожидаемых результатов

 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Первая группа результатов (методические результаты):

  • разработана рейтинговая система оценивания и адаптирована к специфике обучения биологии;
  • разработаны методические рекомендации по использованию рейтинговой системы, включая технологию обработки и интерпретации результатов рейтинга.

Вторая группа результатов (образовательные результаты, в первую очередь – личностные):

  • за счет соревновательных эффектов повышается уровень стимулирования учебной деятельности;
  • повышается мотивация учения на основе ситуации успеха;
  • рост самостоятельности в учебной деятельности;
  • реализация права выбора на приложение собственных усилий в различных видах учебной деятельности;
  • повышается активность участия школьников в олимпиадах и других формах интеллектуальной деятельности;
  • позитивная динамика образовательных результатов по традиционным показателям.

Критерии оценки

  • Критерий полноты и системности методического обеспечения рейтинговой системы оценивания
  • Критерий мотивации учебной деятельности
  • Критерий самостоятельности учебной деятельности
  • Критерий интеллектуальной активности
  • Критерий обученности по предмету по традиционным показателям.

Использованная литература:

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. Смирнова С.А. – М., 1998.
  2. Сарапулов В.А. Теория и практика управления качеством образования. Выпуск 3. – Чита: Экспресс-издательство, 2008.
  3. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М., 2000.
  4. http://www.eduhmao.ru/info/1/3693/23155/
  5. http://xpt.narod.ru/files/html/xpt/materials/pedagogicheskij_kontrol.htm 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Востребованность знаний связана с мировыми тенденциями развития общества: научно-техническим прогрессом, компьютеризацией, обострением экологических проблем, ухудшением здоровья населения и др. Знания и умения общего свойства востребованы в любых жизненных ситуациях, в большой группе профессий. Но качество этих знаний по-прежнему оценивается традиционными способами, хотя содержание образования и многое другое, что составляет сущность процесса обучения в школе, изменилось радикально. Поэтому возникла необходимость исследований, касающихся проблемы эффективности контроля и оценки качества учащихся в этих условиях.

Большая часть исследований посвящена теме применения рейтинговой системы контроля в высшей школе (В.Я. Зинченко, Г.В. Ившина, Р.Я. Касимов, А.В. Одиноков, В.Р. Рогов, П.П. Старицкий, Д.М. Шакирова, С.В. Швец, Л.Н. Шкарина, и др.). Все авторы придерживаются мнения, что рейтинговая система повышает самостоятельность, стимулирует познавательный интерес, делает учение систематическим, а не авральным. Все эти факторы ведут к повышению качества обучения. Акцент делается на применение рейтинговой системы для итогового контроля, что отвечает специфике обучения в вузе.

Небольшая группа авторов занималась исследованиями проблемы применения рейтинга в ССУЗах (И.А. Воронкова, Н.А. Гришанова, Г.И Жилин, Г.И. Ибрагимов, Ф.М. Калимуллин, К.С. Карелин, В.С. Сосонко, М.А. Чошанов и др.). Авторы доказывают, что рейтинговая система призвана повысить качество обучения выпускников, так как дает возможность для творческого роста, большей самостоятельности, позволяет учитывать индивидуальные возможности учащихся. Однако недостаточно раскрыт механизм оценивания и учета личностных качеств, как основы для освоения профессиональной деятельности.

И.Г. Голышев, В.В. Гузеев, А.Г. Дериновская, Д.Р. Сидорова и другие посвятили свои исследования разработке рейтинга в средней школе в условиях углубленного изучения предметов, а также в профильной школе. Наиболее близка к данной проблеме работа В.Ф. Калимуллина. Он рассматривает рейтинговую систему как средство повышения качества подготовки студентов педагогического колледжа.

Критерий – это измеритель уровня, в то время как показатель показывает наличность чего-либо, а уровень — степень развития данного процесса (явления). Критерий выступает как существенный признак, свидетельствующий о достижении того или иного уровня данного процесса [1]. Показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности.

Критерии развития мышления (по Н.Н. Поспелову, И.Н Поспелову) [1]

Критерии Показатели
1 Критерии осознанности операций и приемов мыслительной деятельности Понимание и осознание:

— отдельных фактов и явлений, событий, процессов, а также связей между ними;

-существа понятий, идей, учений, теорий, законов и закономерностей;

— механизмов рассуждений, доказательств, суждений, умозаключений;

— процесса учения, то есть методов и приемов учебно-познавательной деятельности, демонстрируемых учителем;

— механизмов собственного мышления, структуры мыслительных операций;

-пути мышления, то есть причин выбора того или иного способа решения учебной задачи.

2 Степень владения операциями и приемами мыслительной деятельности, умения производить рациональные действия и по их применению в познавательных процессах. Сформировать, устойчивость, повторяемость умственных действий по приобретению информации:

— анализ

-синтез

-сравнение

— обобщение

— систематизация

-классификация и др.

3 Степень умения осуществлять перенос осознания операций и приемов мышления, а также навыков пользованиями в другие ситуации и на другие предметы. Условие переноса:

-осознание и обобщений и правил рациональной мыслительной деятельности;

-наличие системы теоретических знаний, приемов и навыков решения задач по усвоенным правилам и алгоритмам;

— усвоенность абстрактных принципов;

— знание общих способов действия;

-наличие обобщенных навыков мыслительной деятельности;

— умение усматривать   новые функции предметов;

— умение обнаруживать новизну в явлениях;

4 Степень сформированности различных видов мышления:

— практически-действенного,

-наглядно-образного

-словесно-логического

Сформировать:

-каждого вида мышления, адекватного особенностям ученика (возрастным и психологическим);

— перехода от одного вида мышления к другому

5 Величина тезауруса — богатый запас знаний;

Системность знаний

— овладение приемами умственной деятельности;

-применение новых способов приобретения знаний;

6 Состояние и возрастающая динамичность различных качеств ума -состояние ума;

-глубина;

-критичность;

— гибкость;

-последовательность;

-быстрота;

7 Степень умения творчески решать задачи -умение ориентироваться в новых условиях;

— умение быть оперативным в действиях;

-наличие глубоких, систематизированных и прочных знаний по основным предметам;

— умение самостоятельно преодолевать трудности;

-умение контролировать себя в процессе учебы;

-умение организовывать свою учебную деятельность;

8 Способность использовать логические суждения, применять их в учебной деятельности. — умения осуществлять переход от оперирования к конкретным предметам к оперированию понятиями;

— умение осуществлять переход от альтернативного к разностороннему рассмотрению предмета;

— использование большого числа признаков при общении;

— уменьшение числа суждений при выявлении новых закономерностей;

 

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки знаний, умений и навыков. Рейтинговая система – система накопления оценок, баллов, которые отражают успеваемость учащихся и их творческий потенциал. Рейтинговая система способна не только детализировать основные показатели качества знаний учащихся, но и стимулировать целый ряд показателей эффективности их деятельности: своевременность выполнения заданий; ритмичность прохождения программ; качество усвоения предмета, а также формировать прочные и системные знания обучаемых. По этой системе весь курс разбивается на отдельные блоки, также присваиваются предварительно заданные баллы. Рейтинговая система контроля включает в себя оценку различных видов учебной деятельности, имеющих разную «стоимость». Учащийся знакомится с условиями рейтинговой системы оценки знаний в начале учебного года. Задача каждого учащегося – набрать больше баллов. А чтобы стимул был сильнее, при фронтальном опросе каждый верный ответ учащегося поощряется баллами. Ошибочные ответы не оцениваются. Этим самым повышается активность учащихся на уроке, они сами вовлечены в работу на уроке, не отвлекаются на посторонние дела, сосредоточены.

Использование рейтинговой системы контроля позволяет объективно и дифференцированно оценить уровень овладения учащимися программным материалом и рассматривать показатели в динамике. Для отслеживания динамики уровня обученности все полученные баллы вносятся в таблицу контроля, куда вводятся фамилии учащихся, темы, текущий рейтинг за выполненную работу, итоговый рейтинг, в котором отражены итоги контроля, и учебную работу на занятиях каждого учащегося.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

В нашей школе  учителя активно используют информационные технологии на своих уроках. Технология работы с электронными таблицами в программе Excel позволяет автоматизировать процесс обработки результатов обучения. Это позволяет своевременно и наглядно представлять их в виде таблицы и диаграмм, дает более полную информацию о результатах образовательного процесса в целом. Можно составить таблицу в EXCEL, учитывающую результаты разных видов деятельности учащихся на занятиях. Каждый вид деятельности оценивается из определенного количества баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов, набранных каждым обучаемым и процент этой суммы по отношению к максимально возможному количеству баллов. Может быть также определен ранг (место) каждого ученика. По результатам рейтинговой оценки может быть построена диаграмма.

 

Шаг Алгоритм для пользования таблицей по этой программе
1 После  того как учитель поставил  баллы за определенный вид деятельности, подсчитывается общий балл.
2 Отдельно скопировать имена учащихся и общий балл
Выделить мышкой таблицу
3 В инструментах выбрать значок сортировка и фильтр, выбрать настраиваемую сортировку.
4 В появившемся диалоговом окошке внести необходимые данные, и у вас отсортируются данные по убыванию или возрастанию
5 Затем,  выделив  мышкой  данные, выбрать в инструментах значок гистограммы: у вас появится нужная  диаграмма

 

1.2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:    

Календарный план проведения работ

 

Шаги Содержание деятельности Мероприятия План действий Ответственные Сроки реализации Результаты
1 Проектировочный этап

 

Изучить опыт работы педагогов других школ -Изучить литературные источники и материалы по теме исследования;

-работа в интернете;

-встречи с учителями школ района

 

Батодоржиева Б.Н Сентябрь-

2010г.

Собран материал по теме исследования, изучен опыт работ коллег в районе;

выделен научный аппарат по теме исследования;

2 Определение критериев оценки (эталона, требования, стандарта) на основе которых будет оцениваться данный показатель

 

На основе изучения литературы по данной теме, работы в интернете, встречи с коллегами определить критерии Учителя- предметники Сентябрь

2010г

Найден материал по критериям оценки знаний
3 Определение

критериев оценки качества; Формирование шкалы уровней достижения  критерия качества

 — Собрать материал норм, правил,

— Создать первичную заготовку

— Обсудить на МО и  устранить недостатки.

 

Учителя- предметники Сентябрь

2010г

Определены

критерии оценки качества

4 Практический этап

 

Организация сбора, обработки и интерпретации полученных данных;

 

-Создать таблицу мониторинга по темам, — работа в программе excel,составление таблиц и диаграмм Учителя,

учащиеся экспериментальных (10-11)классов МСОШ №1

 

Октябрь- май

2010 – 2011гг.

— Создание таблицы мониторинга по темам,

— работа в программе excel,составление таблиц и диаграмм

— Выводы

5 Этап распространения

 

Представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей.

 

— Выводы по проделанной работе;

— Обобщение опыта;

 

Батодоржиева Б.Н. Май  2011г. — Обобщение опыта;

— составление методических рекомендаций по теме исследования;

6 Организация общественного и профессионального обсуждения.

 

— Распространение опыта; Батодоржиева Б.Н. Май  2011г. Распространение опыта;

 

1.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Переход на рейтинговую систему оценки должен проводиться после определённых организационных мероприятий. Необходимо определить перечень умений и навыков, которыми в соответствии с тематическим планированием ученику необходимо овладеть. Отметить уровень усвоения каждого из перечисленных умений, отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету.

Определить тип контроля (устный зачёт или опрос, письменная работа, диктант, практическая или лабораторная работа и т. д.), а также уровень их сложности. Например, наименее сложные работы, требующие простого запоминания, оцениваются не более 5 баллов. Работы, подразумевающие выполнение типовых (стандартных) упражнений, имеют стоимость 10 баллов. Контроль, содержащий элементы творческих заданий, оценивается в 15 баллов. Итоговые контрольные работы имеют цену в размере 15 баллов (в зависимости от сложности и величины темы). Практическая работа, хоть и считается наиболее сложной, оценивается в 10 баллов, т. к. выполнятся учащимися в группах или парах.

Таким образом, при рейтинговой системе оценивания достижений учащихся можно применять самые разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, но самое главное – вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься в дальнейшем. Учащихся и родителей нужно познакомить с основными положениями этой системы. Учитель должен чётко разъяснить учащимся, что от них требуется (как бы заключить устный договор). В нем указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая сторона. Обговариваются условия. Учитель знакомит учащихся с модуль – таблицей, где указаны все виды работ, которые должен выполнить ученик за одну четверть, а так же максимальный и минимальный рейтинг данного модуля. Оговариваются условия пересдачи работ, назначается время и место пересдачи.

Весь программный материал по предмету, который должен усвоить ученик, разбивается на модули – это автономная логически завершённая часть изучаемого материала. Определяется максимальный рейтинг каждого модуля – это тот балл, который может получить ученик, усвоивший учебный материал в полном объёме и достигнувший требуемого уровня усвоения. Ученик может получить итоговое количество баллов больше максимального, если он активно и творчески работал в течение всей четверти.

На первом этапе анализируется весь программный материал по предмету за год. Выясняется, сколько содержится работ различных типов, т. е. сколько контрольных работ, самостоятельных и зачётных работ. Определяется их точное количество и содержание. Для этого анализируется календарно-тематический план данного класса по предмету, подбирается большой объём дидактического и раздаточного материала.

Каждый из данных видов работ имеет различную шкалу оценок. Например: за контрольную работу максимальная оценка 15 баллов. Данный модуль (см. приложение), который представлен в виде таблицы, где учитель фиксирует всё, что делает ученик, является открытым и находится в компьютерной базе данных школы. Ученик может сам подсчитать свой рейтинг, это позволяет ему лучше управлять своим учением.

Итоги подводятся в конце каждой четверти. Если нужное количества баллов в четверти ученик не сумел набрать, есть возможность исправить положение в следующей. Повысить рейтинг за четверть ученик может только в том виде работ, где он набрал недостаточное количество баллов. Для этого существуют дополнительные задания, предусмотренные в модуле.

По результатам таблицы – модуля строится так называемый рейтинг – лист, где учащиеся одного класса ранжируются, т.е. расставлены не по алфавиту, а по рейтинговому баллу. Возглавляет список фамилия ученика имеющего наилучший результат. В классный журнал заносятся оценки соответствующие набранным баллам. Чтобы набрать максимальное количество баллов ученик, должен выполнить все виды работ, которые предусмотрены в рейтинг — модуле и выполнить их столько, сколько спланировал учитель. Следует учесть также и получение штрафных очков за несвоевременную или вообще несданную работу (исключая те случаи, когда ребёнок болел или отсутствовал по уважительной причине).

1.4. ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ПО РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ

Значительно возрастают затраты времени учителя на подготовку к уроку. Необходимо заниматься с детьми во внеурочное время. Рейтинговая система требует от учителя скрупулезного внимания ко всему, что делает ученик. Фиксация каждого шага, действия ученика для учителя слишком трудоемка и утомительна.

Выводы. Изменения системы оценивания в  школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования в  школе.

Фамилия,

Имя уч-ся

Тема:
Уровни усвоения Репродуктивный Применение знаний по образцу Применение знаний в новых условиях Творческое применение знаний Итоговый контроль
Виды контроля Сообщение Решение тестов группы «А» Рефлексия по содержанию учебного материала Лабораторная работа Решение задач Домашнее задание Заполнение таблицы Решение тестов группы «В» Практическая работа Решение тестов группы «В» Участие в дискуссии Творческое задание группы «С» Научно-исследовательский проект Олимпиада Конференция
Критерии оценки (мах) 10 1 10 15 15 15 15 1,5 15 2 15 3 20 20 20

Для характеристики работы на занятиях предлагается следующая шкала рейтинга

Критерии оценивания учащихся по биологии по 15 бальной шкале

 

 

 

Критерии

 

Баллы

Сообщения
Использование дополнительной литературы……………….

Устный ответ…………………………………………………

Точность воспроизведения……………………………………..

Владение терминами и понятиями…………………………….

Уверенность в себе……………………………………………

3

2

2

2

1

 

1. Выполненная лабораторная работа имеет:
1. название темы …………………………………………………

2. самостоятельно сформулированную цель работы………….

3. выделен объект изучения…………………………………….

4. предмет изучения……………………………………………..

5. записан протокол выполнения………………………………

6. дано обобщение результатов и формулировка выводов

без фактических ошибок………………………………………

7. Стремление к качественному выполнению работы……….

0,5

1,5

1

1

4

 

5

3

 

2.  Тесты уровня А, уровня В и уровня С
За выполнение заданий части А………………………………

За выполнение заданий частиВ:

-Установление последовательности……………………………

-Описание биологического объекта……………………………

-Выбор нескольких правильных ответов………………………

-Установление соответствия……………………………………

За выполнение заданий части С………………………………..

1

 

2

2

1.5

1.5

4

в  зависимости от количества заданий

3. Решение задач
Не допускают  ошибки…………………………………………

Допускают 1-2 негрубые фактические ошибки………………

Допускают 3 ошибки…………………………………………

Допускают  4 ошибки………………………………………

Допускают 5 ошибок

5

4

3

2

1

4. Заполнить таблицу, самостоятельно выделив параметры сравнения и сформулировав вывод
Допускают 1-2 ошибки…………………………………………

Допускают 3-4 негрубые фактические ошибки………………

Допускают 5 ошибок…………………………………………….

Допускают 6 ошибок……………………………………………

Допускают 7 ошибок……………………………………………

Допускают 8 ошибок…………………………………………….

Допускают 9 ошибок……………………………………………

Допускают 10 ошибок…………………………………………..

Заполняет таблицу с выделенными параметрами

14

13

12

11

10

9

8

7

6

 

5. 5. Аргументировать свою точку зрения по определенной проблеме в ходе дискуссии или дебатов
 Допускают 1 ошибку в рассуждениях

Допускают 2 ошибки

Допускают 3 ошибки

Допускают 4 ошибки

Допускают 6 ошибок

Допускают 7 ошибок

 

14-13

12

11

10

9

8

7

6. Рефлексировать содержание учебного материала
Развернутый ответ

Вывод по теме

Написать синквейн используя опорную схему

Практическое применение

Умение работать в группе

Направленность на конкретные достижения и успех в работе Готовность к постоянному личностному росту и приобретению новых знаний

3

3

3

3

1

1

1

7 Научно- исследовательский проект
1. название темы …………………………………………………

2. самостоятельно сформулированную цель работы………….

3. выделен объект изучения…………………………………….

4. предмет изучения……………………………………………..

5. записан протокол выполнения………………………………

6. дано обобщение результатов и формулировка выводов

без фактических ошибок………………………………………

7. Стремление к качественному выполнению работы……….

8. Оригинальность выполнения ………………………………

 

0,5

1,5

1

1

4

 

4

3

5

 

 

Разработала проект: Батодоржиева Б.Н., учитель биологии (2011г.)